Logo

Эксперт в IT-Рекрутменте

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

23.01.2014

А чем вы сможете привлечь IT-специалистов в будущем?

net-neutrality.jpgИнформатизация как основной тренд развития мирового сообщества захватывает все сферы жизнедеятельности и требует постоянного притока специалистов для своего развития. В связи с этим задача по подбору IT-персонала с каждым годом усложняется: по мнению экспертов специализированного IT-агентства Luxoft Personnel , на сегодняшний день в IT-отрасли мы наблюдаем перегретый рынок труда, где количество вакансий в несколько раз превышает количество подготовленных кандидатов, а уровень заработных плат больше не может играть решающую роль в борьбе за профессионалов.

По этой причине работодатели обращаются к нематериальным методам мотивации для привлечения и удержания сотрудников.

Нематериальная мотивация как инструмент повышения лояльности сотрудников за последние годы стремительно вышла за рамки традиционных методов поощрения, таких как признание заслуг (вручение грамот, орденов, медалей и т.п.) или предоставление дополнительных дней отпуска по какой-либо причине.

В настоящий момент IT-компании конкурируют друг с другом в развитии способов нематериальной мотивации для привлечения и удержания сотрудников - организациям порой приходится проявлять недюжинную изобретательность, предоставляя все новые и новые нематериальные блага, чтобы каким-то образом выделиться на фоне других. Вместе с этим ряд бонусов, которые еще несколько лет назад могли считаться существенным преимуществом при выборе места работы IT-специалистом, сейчас не представляют собой эффективных инструментов мотивации в силу широкой распространенности. Так, например, теряется значимость ДМС (добровольного медицинского страхования), поскольку сложно найти компанию, которая его не предоставляет. В той же ситуации оказались такие варианты нематериальной мотивации, как предоставление комфортабельного офиса, организация зон отдыха, свободный рабочий график, организация спортивных и культурных мероприятий, вечеринок, кружков по интересам и т.п. Можно сказать, что подобные виды мотивации становятся «обязательной программой» для всех IT-компаний.

Геннадий Пысанко

«Как тренд можно отметить то, что стандарты нематериальной мотивации, которые ранее существовали только в столичных IT-компаниях, в настоящее время активно внедряются и в региональных организациях. В будущем разницы в содержании мотивационного пакета в столице и в регионах не будет, так как вопрос о привлечении кандидатов стоит не только в рамках одной локации, но непосредственно в рамках Украины и Ближнего зарубежья».




Геннадий Пысанко,

Руководитель по подбору Luxoft Personnel, Украина.

Какие же виды нематериальной мотивации в таком случае обратят на себя внимание в будущем? Проанализировав интересные мотивационные программы, разработанные HR-менеджерами для сотрудников IT-компаний Украины и стран Ближнего зарубежья, мы выделили следующие направления развития нематериальной мотивации:

  •  Новые форматы организации рабочего пространства

Высокотехнологичным и комфортабельным офисом, пусть даже с комнатами отдыха, душевыми, столовой и т.п. в наши дни IT-специалистов не удивишь – лидеры индустрии в России, такие как Google, Яндекс, Вконтакте, IBM и многие другие давно практикуют этот вид мотивации.

Совсем другое дело, когда сотрудникам предлагается спроектировать офис полностью по собственному желанию, начиная с планировки и дизайна и заканчивая выбором мелких деталей интерьера, как, например, в компании Kolo Global (Украина).

«Говоря о ближайшем будущем, можно предположить, что в Украине скоро встанет вопрос о создании так называемых IT-городков. Компании будут располагать офисные здания и жилые помещения в формате микрорайона с собственной инфраструктурой, где их сотрудники смогут проживать со своими семьями и здесь же работать. С одной стороны реализация этой идеи принесет много пользы, но нельзя забывать и об определенных рисках: если несколько IT-компаний будут находиться на небольшом расстоянии друг от друга, то обострится проблема «переманивания» сотрудников из одной компании в другую, конкуренция в области мотивации только усилится».

Геннадий Пысанко,
Руководитель по подбору Luxoft Personnel, Украина.

Еще более интересным выглядит приглашение на работу в российскую компанию, но в «выездном» офисе, например, в Таиланде.

Широко известный стартап LinguaLeo пошел по этому пути привлечения сотрудников, предоставив им возможность некоторое время жить и работать в тропическом раю, что не только помогло привлечь специалистов, но и сократило целый ряд расходов.

Глобализация и возможность получения и передачи информации в любую точку мира делают возможным расширять географию офисов и привлекать сотрудников, в том числе возможностью посмотреть мир. Возможно, в будущем при трудоустройстве у вас будут интересоваться, в какой именно стране вы предпочитаете находиться во время работы.

  • Расширение сферы заботы о семье

Дополняются и традиционные способы мотивации при помощи заботы о семье. Помимо создания корпоративных детских садов, проведения «Дней родителя» в компании, организации совместного отдыха сотрудников с семьями и т.п., в настоящее время некоторые компании готовы предложить взять на себя полный спектр заботы о быте сотрудника, позволить взять с собой в офис домашнего питомца, компенсировать расходы на няню или организовать летнюю стажировку для ребенка-подростка.

Например, представители компании ZeptoLab (game-индустрия) говорят: «Чтобы наши сотрудники меньше тратили времени и сил на решение личных и бытовых вопросов, мы предлагаем им переложить решение этих задач на профессионалов из ателье, службы ремонта, курьеров, специалистов клининговых служб, парикмахеров».

Привлечение различных специалистов для решения бытовых проблем сотрудника помогает последнему максимально сосредоточиться на рабочем процессе.

«Сейчас нематериальная мотивация в компании – это целый комплекс факторов, так или иначе направленных на то, чтобы у специалиста возникало как можно меньше поводов выходить из офиса. Если говорить об организации рабочего пространства и сфере заботы о семье, то крупные компании делают упор на то, чтобы создать внутри себя микросоциум, в котором человеку доступны все необходимые блага, например, пункты питания, спортзалы, детские сады, террасы для отдыха на свежем воздухе, аттракционы и другие развлечения, бытовые услуги. Менее крупные компании, численностью 100-300 человек часто создают в своих офисах атмосферу домашнего уюта и раскрепощения и на этой разнице конкурируют с крупными игроками рынка труда».

Геннадий Пысанко,
Руководитель по подбору Luxoft Personnel, Украина.

  • Новые форматы построения рабочего процесса

Стандартные системы взаимодействия начальников и подчиненных постепенно уходят в прошлое. В качестве интересной альтернативы для привлечения IT-специалистов предлагаются такие форматы работы, где они не будут чувствовать себя винтиком в огромном механизме, а смогут решать как можно больше вопросов самостоятельно, не испытывая давления со стороны руководства.

Например, компания Valve, яркий представитель game-индустрии, предоставляет своим сотрудникам возможность самим выбирать проекты, в которых они хотели бы работать. Менеджеры проектов в свою очередь заинтересованы в привлечении сотрудников к себе.

Другой интересный пример – компания Oracle СНГ, где традиционной стала корпоративная коммуникация «без галстука» и отсутствие секретарей у топ-менеджеров.

Безусловно, не все компании в настоящее время готовы к подобным изменениям, однако нельзя недооценивать значимость подобного формата мотивации сотрудников – такая работа комфортна с психологической точки зрения и приносит удовлетворение от процесса.

  • Корпоративное обучение

Еще один механизм нематериальной мотивации, который только недавно начал переходить от стадии планирования к реализации – это создание учебных центров на базе компаний, которые представляют собой реальную альтернативу вузовской подготовке. Данное новшество направлено на привлечение не только молодых специалистов с перспективой трудоустройства, но и тех, кто уже имеет опыт работы, но нуждается в получении специфических знаний. В крупных компаниях вне IT-сферы создаются учебные центры и академии, выпускающие до 10 000 специалистов в год. В сфере IT и телекоммуникаций этот вид мотивации находится в стадии развития – компании используют различные обучающие программы (например, «Яндекс», «МегаФон» в Украине), создают кафедры на базе организации (например, «Центр речевых технологий» в России). Данная тенденция имеет большое значение не только в связи с отсутствием достаточного количества специалистов, но и с отсутствием возможности получить качественное IT-образование в нашей стране.

  • Социальная ответственность и благотворительность

Одна из развивающихся в данный момент тенденций – привлечение сотрудников при помощи акцента на социальной ответственности компании, участии ее в благотворительных акциях и волонтерских программах.

Например, в компании ABBYY (в т.ч. и в Украине), активно развивается проект «Экологичность++», включающий в себя «дни без бумаги» (день, когда для работы используется только электронный документооборот), организацию «экостены» - места, где сотрудники могут принести и оставить использованные лампочки, батарейки, картон, журналы и офисную бумагу – все это потом отправляется на переработку.

Другие невольно вызывающие уважение примеры – акция «Посади дерево» («DataArt», Украина), волонтерская акция по сбору донорской крови («Ростелеком», Россия), многочисленные благотворительные мероприятия, проводимые во многих компаниях.

Данная тенденция обусловлена тем, что в настоящее время экологическое мировоззрение, волонтерство, различные виды помощи незащищенным слоям населения являются общественными трендами, к ним привлекается особое внимание в таких сферах как медиа, политика, культура. Согласно прогнозам, ожидается дальнейший рост ажиотажа вокруг заботы об окружающей среде и окружающих людях.

1379381386_2.jpgТаким образом, мы можем выделить общую тенденцию развития нематериальной мотивации в сфере IT: превращение места работы для сотрудника в некую «замкнутую систему», микросреду, которая охватывает все сферы его жизни – отдых, увлечения, семью, финансы, здоровье и т.д., помогает ему самореализоваться, проявлять социальную активность – и все это в максимально плотном контакте с работой. Вероятно, в будущем на IT-рынке труда лучших специалистов смогут заполучить те компании, которые предложат кандидату максимальную свободу действий во всех сферах жизни «без отрыва от производства».

«При составлении мотивационных программ, мы копируем технологии, использующиеся в западных компаниях, дополняя некоторыми деталями, исходя из особенностей нашей страны, - и это естественно, потому что наши организации ориентированы на этот рынок. Если мы хотим понять, какие виды мотивации будут развиваться в ближайшем будущем – нужно посмотреть, что есть сейчас в западных компаниях. Вряд ли кто-то предложит что-либо другое».

Геннадий Пысанко,
Руководитель по подбору Luxoft Personnel, Украина.

Так или иначе, пока IT-рынок будет продолжать испытывать кадровый голод в такой степени, нас ждет еще много сюрпризов на ниве нематериальной мотивации сотрудников этой сферы.

Ольга Зенкина, Luxoft Personnel

Наша экспертиза и знание IT-рынка дают нам возможность предоставлять вам интересную информацию для ваших материалов.

По всем вопросам обращаться к Марине Лахиной,
Руководитель отдела маркетинга 

[email protected]
+7 (495)9678030, внутр. 5089

Подписка на новости и отчеты
wcsk8.ru